Фестиваль открытых уроков  (20.10.2010)

ГОУ СОШ «Школа здоровья» №464

 Кудимова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Открытый урок по русскому языку в 8 классе

Номинация: Методические находки, использование различных технологий 

Тема урока «Тире между подлежащим и сказуемым»

 

Образовательный аспект: углубить и закрепить  ранее изученный материал по теме «Тире между подлежащим и сказуемым», провести контроль над усвоением знаний и формированием умений и навыков по данной теме;

Развивающий аспект: развивать коммуникативные навыки учащихся (умения высказываться на грамматическую тему, умение слушать, сопоставлять, анализировать и делать выводы); развивать пунктуационную зоркость;

Воспитательный аспект: продолжить воспитание в учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других.

Ход урока:

1. Организационный этап. 

2. Сообщение темы, постановка целей урока, мотивация  учебной деятельности учащихся.

Изучая строение и грамматическое значение предложения, мы должны вырабатывать навыки правильной пунктуации – расстановки знаков препинания. Правила пунктуации не случайны – они помогают так расставить знаки препинания, чтобы было легко понимать текст, выявляют структуру текста, передают его эмоциональное напряжение.

К. Паустовский писал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Изучая правила пунктуации, необходимо отказаться, прежде всего, от взгляда на пунктуационные правила как на собрание досадных условностей, отравляющих жизнь нормальному человеку. Постарайтесь почувствовать за бесстрастными точками и запятыми живое дыхание родного языка. И тогда вам станет ясен сокровенный смысл блестящих высказываний о пунктуации русских учёных и писателей. Например:

1)      «Тире  –  знак отчаяния» (А.М. Пешковский)

2)      «Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов» (В.В. Набоков)

Цель сегодняшнего урока состоит в том, чтобы  углубить наши знания о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым, а также отработать навык постановки тире.

3. Проверка домашнего задания. Ребята читают пословицы и поговорки ( др.вариант – Лингвистические сказки)

4. Закрепление материала.

4.1.Учитель: Начнём мы нашу работу в группах. Вы разделились на 4 группы, каждая из которых получает свое задание. Как только задание будет выполнено всей группой, вы поднимете руку. Все задания должны быть оформлены в тетради. Выступать с ответом будет один представитель от группы.

 Группа № 1.

Составьте предложения, в которых ставится тире, если: 

- подлежащее и сказуемое выражены существительным  в И.п.;

- подлежащее и сказуемое выражены числительным;

- подлежащее выражено существительным  в И.п., а сказуемое - числительным;

Группа № 2.

Составьте предложения, в которых ставится тире, если:

- оба главных члена выражены инфинитивом;

- один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой – глаголом в неопределённой форме;

Группа № 3.

Составьте предложения, в которых ставится тире, если:

- между подлежащим и сказуемым стоит указательная частица это;

- между подлежащим и сказуемым стоит указательная частица вот;

- между подлежащим и сказуемым стоит указательная частица значит;

- между подлежащим и сказуемым стоит указательная частица это есть.

Группа № 4

Составьте предложения, в которых тире не ставится:

-если подлежащее выражено личным местоимением;

-если сказуемое выражено именем прилагательным;

-если перед сказуемым стоит:

-Отрицание НЕ; один из сравнительных союзов КАК, ТОЧНО, КАК БУДТО, СЛОВНО и др., вводное слово, наречие, частица, союз;

Далее ученикам даётся несколько минут для выполнения задания. Проверка. Учитель читает задание вслух. Представитель от группы записывает свои предложения на доске согласно заданию и объясняет постановку знаков препинания. Остальные учащиеся проверяют правильность выполнения. Вывод по заданию: мы рассмотрели случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

4.2.

(Упражнение взято из учебно-методического пособия, учитель Кудимова Е.А. Идёт апробация материала)

Упражнение 5. Прочитайте текст. Точно передайте основную мысль каждого абзаца. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их употребление.

   Человек любящий и умеющий читать счастливый человек. Он окруж..н множеством умных  добрых и верных друзей. Друзья эти книги.

   Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться чтобы мы смогли стать настоящими передовыми людьми. Огромный мир,  заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг…Всего (не) перечислишь (не) расскажешь. Поэтому каждый из нас волнуется когда видит стопку новых книг. Что скрыто в них? Какие прекрасные мысли и новые впечатления? Какие интересные люди и увлекательные события?

   Читайте! Читайте (не)торопясь что(бы) (не)потерять (н..)одной капли драгоценного содержания книг. Человек «гл..тающий» книги похож на путеш..ственника знакомящегося со страной из окна вагона. Заст..вляйте себя читать медленно запоминая обдумывая предст..вляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки какими наполне(н,нн)а книга делая себя их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созда (н,нн)ый писателем большой и прекра(?)сный мир.

   Читайте но умейте сдерживать себя, если чтение отрывает вас от учения от работы… Сначала учение, потом чтение. Это – закон. Ведь человек чтобы приобщиться к великолепному миру книг должен сначала одолеть грамоту, должен научиться читать. Каждая область знаний, будь то математика география физика история ботаника, подготавливает нас к наилучшему восприятию книг. Мощь мудрость и красота литературы открываются во всей широте только перед просв..щённым и знающим человеком.

 

                                                                 (По К.Г. Паустовскому)

Учитель: Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы в данном тексте.

Дети вставляют пропущенные буквы, расставляют знаки препинания с объяснением.

4.3.

Тест с подсчётом баллов ( за компьютером)

1. В каком предложении сказуемое выражено кратким прилагательным?

Золотой метелью мчится жёлтый лист.

Летний вечер тих и ясен.

Мы медленно стали приближаться к вершине горы.

2. В каком предложении подлежащее выражено словосочетанием?

Четверо ребят отправились на рыбалку.

Двадцать делится на два.

В нашей семье все читают «Аргументы и факты»

3. Найдите предложение с простым глагольным сказуемым.

Через месяц путешественники вернулись в Москву?

Удар был короткий и сильный.

Брови её были сдвинуты.

4. Найдите предложение с составным именным сказуемым.

Вдали показался дымок поезда.

Мы не сможем выступить на концерте.

Я сидел погружённый в глубокую задумчивость.

5. В каком предложении нужно поставить тире?

Утро ясное, солнечное.

Наш долг защищать Родину.

Наш школьный двор как сад.

6. В каком предложении тире не ставится?

Озеро словно зеркало.

Хорошо учиться вот наша задача.

Пятью пять двадцать пять.

7. Укажите предложение с орфограммой «Тире между подлежащим и сказуемым».

Всё вокруг: лес, озеро, небо – было серое.

Путь в лесах – это километры тишины, безветрия.

«А у нас какой лучший город?» - спросил Манилов.

8. В каком предложении нужно поставить тире?

Солотча извилистая неглубокая река.

Сладковатый запах смешан с запахом смолы.

Бедность не порок.

9. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

Чистота -  залог здоровья.

Хорошо учиться вот наша задача.

Пятью пять двадцать пять.

10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

Осн..стить, выл..нять (от стирки), аргум..нтированный

Ст..пендия, пос..делки, разб..раться

Расст..лать (постель), д..спетчер, выт..рать

11.В каком ряду НЕ со словами пишется слитно.

(не)высохшие капли росы, (не)кому рассказать

(не)вспаханное поле, (не)думая ни о чём

(не)достаёт терпения, работа (не)проверена

5. Домашнее задание: п.22, упражнение 117

6. Вывод. Учитель обращается к ученикам: «Ребята, чему  мы научились сегодня на уроке? Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? Интересно ли было вам работать? Спасибо за работу».

 

 

© kudimovaelena

Сделать бесплатный сайт с uCoz