|
Урок №2 Тема 2. «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи» Цель: вспомнить и закрепить правописание Не с разными частями речи. Тип урока: повторительно-обобщающий 1. Устная разминка по правилам Правописание –не с существительными, прилагательными, наречиями.
Упражнение 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. 1. Спелый колос (не) светлей её волос. 2.голос был (не) громкий, но приятный. Движения (не) торопливы. 3. Видно (не) ряху по грязной рубахе. 4. Вот крадё(т, ть)ся (не)видимкой в сумрачной трущ..бе рысь. 5. Ближним деревням жилось за щитомдружинывовсе (не) плохо. 6. Гранё(н, нн)ый самоцвет м..рцал и лучился буд (то) сквозь него просвч..вал (не) здешний пр..вычный и зн..комый а какой (то) другой. 7. Стоял солнечный совсем (не) осенний день.8. Ждать чего (то) (не) извес..ного (не) понятного и страшного становилось (не) выносимо. 9. Пьер (не) ел целый день и зап..х картофеля пок..зался ему (не) обыкнове(н,нн)о пр..ятным.10. (Не) спроста они всё это друг другу говорили.
Правописание -не с глаголами, деепричастиями.
Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. 1. В Петербурге его (не) долюбливали за то что он (не) скрывал своих симпатий и антипатий. 2. Я только (не) доумевал почему подобного рода догадка (не) пришла давно. 3. Остановились на привале так и (не) дождались темноты. 4.Противник Пушкина упредил его выстрелом (не) дойдя до барьера одного шага. 5. Позже я выучилась взбегать по крутым у(з,с)ким ступеням (не) глядя под ноги и (не) спотыкаясь.
Правописание не с причастиями При выборе слитно-раздельного написания НЕ с причастиями используют алгоритм, приведенный в таблице
Упражнение 3. Перепишите, объясняя (устно) слитное или раздельное написание не. 1. Она была далеко (не) красавица. 2. Даша сказала твердо: «Мне кажется, нам (не) о чем говорить». 3. Поджав губы, Иван Ильич кивнул. Ему (не) чем было дышать. 4. Направо желтая, (не) мигающая звезда стояла (не) высоко над лесистыми холмами. 5. Без тени робости он (не) торопливой походкой вошел в кабинет начальника. 6. (Не) слыша ответа, Печорин сделал (не) сколько шагов к двери. 7. Только Григорий Александрович, (не) смотря на дождь и усталость, не хотел воротиться. 8.Обломов (не) тупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий.9. (Не) бурная, порывистая сила, а, напртив, мягкость и какая-то поэтическая умеренность служат поэтическими чертами его (Тургенева) таланта. Упражнение 4. Перепишите. 1. Вот луна: она (не) тускла, (не) бледна, (не) задумчива, (не) туманна, как у нас, а чиста, прозрачна, как хрусталь. 2. Печорин был долгл (не) здоров, исхудал, бедняжка. 3. Анатоль был (не) находчив, (не) бысистр и (не) красноречив, но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем (не) изменяемой уверенности. 4. Я (не) богат, (не) чиновен, да и по летам ему совсем (не) пара. 5. Выражение этого взора было очень 9не) определенно, но (не) насмешливо. 6. Она (княжна Мери) запела: голос ее (не) дурен. 7. Она (Татьяна) была (не) тороплива, (не) холодна, (не) говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех. Упражнение 5. Афористичный диктант. Запишите афоризмы, поясняя главную мысль. Что объединяет эти афоризмы? 1. Книги следует читать так же (не)торопливо и бережно, как они писались. 2. Читать между строк полезно – глаза (не) так устают. 3. (Не)читай на ходу – столкнёшься с жизнью. 4. Гораздо важнее (не)что мы читаем, а как и с какой целью. 5. (Не)которые книги (не)заслуженно забываются, но нет ни одной книги, которую (не)заслуженно бы помнили. Домашнее задание: Повторить разряды местоимений. Из художественных произведений выписать предложения , где встречаются слова с НЕ, указать части речи и условия выбора орфограммы. |