|
Урок №3 Тема: «Словосочетание как единица текста. Типы словосочетаний. Виды словосочетаний по способу связи слов» Цели: повторить признаки словосочетания; закрепить навыки распознавать и моделировать словосочетания всех видов; познакомить учащихся со способами связи слов в словосочетаниях. Тип урока: усвоение новых знаний. 1. Устная разминка. - Что изучает синтаксис? - отличие словосочетания от предложения? Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Предложение – наименьшая единица общения. При помощи предложения мы выражаем свои мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, советами, просьбами, приказаниями. Все слова в предложении связаны между собой. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) составляют грамматическую основу предложения. Остальные члены предложения являются второстепенными. Предложения бывают простые и сложные. Сложное предложение состоит из двух или несколько простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией.
Словосочетание представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически, например: родная сторона, мирный труд, стоять у знамени, очень интересный.
Виды словосочетаний по главному слову
Упражнение 1. Укажите виды словосочетаний.
Примчаться к тебе, прибыть неожиданно, крыша над головой, по первому снегу, у моего товарища, нежно прикасаясь, собственное жилище, снял пальто, спал сидя, говорил улыбаясь, бегущий человек, бегущий навстречу, роясь в вещах, больной в палате, на деревянном столе, мамино платье, фамильные драгоценности, лист бумаги
Способы связи слов в словосочетании
Словосочетания строятся на основе подчинительной связи между словами. Способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание.
Согласование – такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, например: стройная берёза – зависимое слово стройная стоит в тех же формах (ед.ч., жен.р., им.п.), что и главное слово берёза. При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова, например: глубокое море (им.п), глубокому морю (дат.п), глубоким морем (тв.п).
Управление – такой способ связи, при котором зависимое слово (существительное или другие части речи, употребляемые в значении существительного) ставится при главном слове в определённом падеже, например: посеять пшеницу (вин.п.), рожь (вин.п), овёс (вин.п); освоение космоса (род.п), целины (род.п). При управлении с изменением формы главного слова форма не изменяется, например: стал рабочим (тв.п), стану рабочим (тв.п), став рабочим (тв.п), строить гидроэлектростанцию (вин.п), построив гидроэлектростанцию (вин.п) и т.д.
Примыкание – это такой способ связи, при котором зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу, например: настойчиво учиться, жить дружно, очень волноваться, упорно тренироваться, разговаривал улыбаясь.
Алгоритм определения способов связи в словосочетании
ДА НЕТ
ДА НЕТ
Примеры: 1) у высокого мальчика ( у мальчика какого? высокого (прил.) ) – согласование; 2) лист бумаги ( лист чего? бумаги) – управление; 3) шёл напевая (шёл как? напевая ) – примыкание;
Запомните! Не являются словосочетаниями: главные члены предложения, не связанные по смыслу слова, слово с предлогом.
Упражнение 2. Укажите тип связи (согласование, управление, примыкание) в приводимых ниже словосочетаниях. Интересная книга, написать изложение, встречаться изредка, уехать на юг, уединённое место, каждый ученик, войдя в комнату, советы родителей, писать быстро, писать карандашом, любовь к родине, предложить сесть, заниматься по плану, проснуться рано, последние известия, подплыть к берегу, готовый услужить, достойный похвалы, стремление к знаниям, желание учиться, вытереть насухо, говорить по-английски, контроль над исполнением. Упражнение 3. Раскройте скобки, заключённые в них слова поставьте в нужной форме; образуйте словосочетания со связью согласования. Амплуа (широкий), бюро (справочный), жюри (авторитетный), какао (вкусный), кафе (отремонтированный), кино (широкоэкранный), коммюнике (официальный), кофе (чёрный), меню (разнообразный), метро (ленинградский), портмоне (кожаный), резюме (краткий), трико (шёлковый), трюмо (стенной), фойе (просторный), Батуми (солнечный), Миссисипи (полноводный), Токио (многомиллионный), Чикаго (огромный). Упражнение 4. Выборочно-распределительный диктант. Укажите виды связи словосочетаний. Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золочёное кольцо, три шофёра, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипячённое молоко, отвлечённый взгляд, говоришь шёпотом, раскорчеванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, Домашнее задание: п. 9, 10,11, упражнения 64,67 |