Центральное Окружное Управление Образования 

 

Мы пишем свою первую книгу – 6

 

Слесарев Алексей

 

Наш необычный учитель

 

 

ГОУ СОШ «Школа здоровья»  № 464

Москва 2009 г.

 

Очерк 

к 195-летию Бородинской битвы

 

Алексей Андреевич Слесарев, 5 «Б» класс

 

Редактор:

Учитель русского языка и литературы

Елена Анатольевна Кудимова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

 

 

Наш необычный учитель

Глава I 

Учитель истории

 

5 «Б» класс поднялся на третий этаж и остановился около кабинета № 33. Ребята были растеряны: на школьной линейке не было нового классного руководителя Марины Тимофеевны. Надо отметить, что в школе она была учителем истории, опытным, но строгим педагогом, и последнее пугало ребят. Настроение школьников можно было понять: никто не хотел себе строгого учителя. Вместо Марины Тимофеевны детей встретила директор школы Елена Борисовна.

– Присаживайтесь, – с доброй улыбкой сказала она. – А это ваш классный руководитель – Илья Иванович.

В класс вошёл человек лет пятидесяти. Илья Иванович сразу привлек к себе внимание – он был высоченного роста с огромными плечами. Учитель был одет в простую холщовую рубаху с вышивкой на воротнике, из-под широких брюк выглядывали  черные лаковые туфли.

– Здравии буде! – сказал он.

– Марина Тимофеевна, достаточно пожилой человек, ушла на пенсию, – стала объяснять Елена Борисовна. – Я думаю, что вы найдёте с Ильей Ивановичем общий язык.

Сказав эти слова, директор ушла. Илья Иванович предпочёл постоять , опасаясь сесть в кресло, чтобы его не сломать.

– Значит, отроки, идите-ка сюда, я вам учебники дам.

Покопавшись под своим столом, он выгреб на него учебники и раздал ребятам.

Когда все расселись по местам, Илья Иванович начал:

– Значит, ребята, посмотрел я на ваш мир, ужас какой-то. Молодежь невесть чем занимается! В компьютеры играют, во дворе часто не тем занимаются, на кружки спортивные не ходят! Но моя цель – исправить хотя бы вас. А теперь приступим к истории. Человек должен знать житие своих предков. И давайте послушаем правдивую историю про то, как прадед мой Ярополк …

 

 

 

Глава II 

Как Ярополк перехитрил всех славянских богов

 

«В год 8 …жил восточнее Чуди прадед мой Ярополк. Ну и хил он был!

Как-то раз отправился он с другом на охоту.

 

 

 

Зверя выжидали два часа, да ничего не поймали. Вдруг видят – олень-красавец идёт. Говорит друг прадеду моему:

– Давай зверя поймаем, съедим его, а рога в избе повесим для красоты.

И кинулся он на оленя. Но олень в медведя превратился. Друг прадеда моего был не из робкого десятка. И поразил медведя он копьём своим. А медведь в орла огромного превратился, хотел улететь. А охотник великий успел орла за хвост схватить. Орёл в мышь превратился, хотел под землю уйти. Друг её ногой придавил. А Ярополк в стороне стоял, наблюдал. Превратилась мышь в Индрик-зверя, который всем зверям зверь. Голова у него медвежья, рога коровьи, туловище оленье, ноги лошадиные, а хвост львиный. И отбросил он лапою своею медвежью охотника великого.

 

 

 

А прадед мой Ярополк подошёл сзади к Индрику-зверю и схватил его за рога коровьи. Взмолился Индрик:

– Рога эти не простые. Лишь благодаря им лесной зверь мне подчиняется. За них сослужу я тебе три службы великие. Только свистни.

– А не обманешь?

– Я всегда держу слово. 

– Хорошо.

Пошёл Ярополк в дом свой и стал думать о том, что же ему попросить? Недолго думал он. Свистнул Ярополк, и тут же перед ним очутился Индрик-зверь. Говорит ему Ярополк:

 

– Службу ты мне обязан сослужить. В чудесном Ирийском саду есть терем красивый. В горнице терема того живёт Макошь, что судьбину каждому человеку плетёт. Есть в пряже её волшебной и моя нить! Принеси мне пряжу её! Хочу жить вечность!

Превратился Индрик в орла, вылетел в окно и исчез. Вы, ребята, наверное, задались вопросом: «Для чего нужна была Ярополку пряжа волшебная? Действительно, хотел он в веках жить?». Нет, конечно, русскому человеку редко когда приходила в голову эта мысль. Любил Ярополк в деревне красавицу Алёнку. Да не хотел отец её пускать гулять с Ярополком. А когда сплетёт Ярополк две ниточки заветные, станет Алёна сама к нему стремиться, тогда сжалится отец её.

Тем временем взлетал орёл всё выше и выше. И долетел он до вершины гор Рипейских. Увидел Индрик сад прекрасный, в белку оборотился и давай по деревьям скакать.

И увидела белка терем чудесный, расписной.

Сидела в тереме том Макошь, богиня судьбы. Она говорила:

– Ой, устала я пряжу прясть!

А белка в жаворонка превратилась. Стал жаворонок петь весело-весело!

Говорила Макошь:

– Ой, как жаворонок хорошо поёт! Дай-ка отдохну!

Она подтянулась и закрыла глаза. Жаворонок в белку превратился, Индрик схватил пряжу волшебную, в сокола превратился и, вылетев в окно, полетел к Ярополку…»

Прозвенел звонок. Но дети, как ни странно, не встали и не пошли на перемену, настолько ребята были заинтересованы рассказом. Миша даже сказал:

– Это ничего, что звонок. Вы продолжайте, Илья Иванович. Пока звонок не прозвенит, мы не пойдём на математику.

– Расскажу вам на следующем уроке, –сказал Илья Иванович.

– А почему на следующем? –– спросил Алёша.

– Ну, многое вам надо рассказать: о том, как Бог мир создавал, историю про Вавилонскую башню… Идите, идите на математику. 

 

Глава III 

Илья Иванович на уроке физкультуры

 

После завтрака дети переоделись на физкультуру. Построившись, они успели обсудить своего классного руководителя. Илья Иванович, конечно, понравился ребятам, но вот что странно: какой-то он не современный.

 – Дети, в зал шагом марш! – сказал, спускаясь по лестнице, учитель физкультуры Владимир Афанасьевич.

Дети вошли в зал. Владимир Афанасьевич продолжил:

– Так, ребята, здравствуйте! Начнём, как всегда, с техники безопасности.

Вдруг дверь зала открылась, и в нее боком протиснулся Илья Иванович. Поздоровавшись, он с опаской посмотрел на маленькую скамейку и аккуратно на нее присел. Владимир Афанасьевич начал рассказ о том, как надо себя вести в спортивном зале. Илья Иванович долго сидел и терпел, но наконец не выдержал:

– Вот мы в детстве землю пахали, дело не лёгкое! Зато силы сколько богатырской было в человеке русском. А тут… Хиленькие, маленькие, никакой, как ее там? О, мускулатуры!

И Илья Иванович наговорил такого, что даже Владимир Афанасьевич сел.

– Так, дети, живо встали и – бегом, – скомандовал классный руководитель 5 «Б» класса. Пятнадцать кругов, нет, – он критически посмотрел на своих ребят и махнул рукой, – девять для вас будет с лихвой.

Какой же это был урок физкультуры! Гимнастические палки использовались как мечи, дети прыгали в мешках и перетягивали канат. Особенно ребятам понравилась игра, название которой они даже не слышали – лапта. Дети раскраснелись от удовольствия и очень устали, но после урока физкультуры, проведённого под руководством Ильи Ивановича, они подумали: «Хорошо бы нам всегда такой урок физкультуры!»

 

Глава IV 

Илья Иванович рассказал,

как Алёша Попович победил Морского Змея

 

На следующем уроке истории, едва Илья Иванович вошёл в класс, ребята попросили его рассказать о былинных богатырях.

– Много русский народ былин сочинил, но не все до наших дней дошли. Одна из былин этих – «Алёша Попович и Морской змей». Илья Иванович выдержал недолгую паузу и начал рассказ:

«Десять лет уж служил князю Алёша Попович. К тому времени славный богатырь Илья Муромец в монастырь ушёл, а князь Владимир умер. Его место занял сын его Ярослав, получивший прозвище – Мудрый. И велел князь Ярослав Мудрый Алёше Поповичу собрать дань с хана крымского Кебека. Сел Алексей на корабль со своим отрядом и отправился в город Шекербек. Сойдя с корабля, наскочил он на ворота Шекербека, ударом сорвал их с петель и вступил в город. Кебек отдал Алёше дань без боя. И отправился Алексей Федорович с отрядом в обратный путь.

Вдруг буря разыгралась. Погубила она корабль и дружинников, лишь одного Алёшу вынесло на берег острова Буяна. Дань Кебека поглотили волны. Сидит Алёша на берегу и думает, как вернуться ему на родину. Ещё сильнее вскипело море, и на берег ступил сам Царь Морской. Ростом он великан, а вместо бороды у него вьются огромные морские змеи.

 

 

 

Вслед за Морским Царём вышли на берег водяные и тритоны.

Говорил Морской Царь таковые речи:

– Ты останешься здесь навсегда!

Брал Алёша тугой лук и пускал стрелу в Царя. Угодила стрела в грудь ему, и из раны той не кровь текла, а морская вода. Засмеялся Морской Царь:

– Тебе ли, смертному, со мной тягаться! Ну, ладно … Сразись с моими лучшими воинами. Если ты победишь, то я переправлю тебя на русский берег и верну тебе дань Кебека!

Набежала волна на берег, а на том месте, где волна разбилась, появился Черномор-богатырь. Выбил он из рук Алёши лук, и начали они бороться. Пригнул Алёша Черномора к земле и стал его душить. Взмолился Черномор:

– Отпусти меня, богатырь русский!

Сжалился Алёша и отпустил богатыря. Разгневался Морской Царь:

– Даю тебе день отдыха. Тебе придётся сражаться с моим лучшим воином, двенадцатиголовым Морским Змеем.  

И исчез Морской Царь. Подошёл к Алёше один из водяных и сказал:

– Я владыка лесного озера, которое находится около твоего родного города Ростова Великого. Я помогу тебе, Алёша Попович. Когда ты будешь сражаться со Змеем, ты увидишь огромный камень. Сначала отдави им хвост Змею, а потом кинь его в Змея Морского. Тогда ты убьёшь несколько голов. Все остальные головы сруби мечом, а когда останется у Змея одна голова, ты отбрось меч и задуши ту голову голыми руками.

Сказав эти слова, водяной исчез.

И вот настал день битвы. Хвостом Змей пытается помешать Алёше, сбить его с ног. Да не тут-то было. Подымал Алёша камень огромный и давил он хвост Змеев, потом бросал Алёша камень тот в Морского Змея и убивал тем камнем шесть голов Змеевых. А все остальные головы срубал Алёша мечом. И последнюю голову Змея он тоже мечом срубил. Однако на месте последней головы выросли две новые, ещё страшнее. И вспомнил Алёша слова водяного. Срубил он мечом одну из голов, а последнюю схватил руками и свернул напрочь.

Делать было нечего, и Морской Царь вернул ему дань Кебека и приказал волне отвезти его домой».

– На том мой сказ об Алёше Поповиче сегодня закончился, – молвил Илья Иванович.

 

 

Глава V 

Диалог между Ильёй Ивановичем и его учениками

 

Прошла четверть. 5 «Б» класс изменился до неузнаваемости. Вместо того чтобы слушать «попсу» и целыми днями сидеть за компьютером, дети стали читать книги. И всё это, в основном, благодаря Илье Ивановичу. Несмотря на то, что он рассказывал иногда небылицы, всё это было так переплетёно с историей, что невозможно было не заинтересоваться.

***

Дети вошли в класс. Илья Иванович начал:

– Вы сильно изменились, как я и предполагал. Моя цель в этом мире – привить вам те качества: любовь к Родине, отвагу, мужество, честь, – которые были когда-то на Святой Руси. Я вижу, что выполнил эту задачу. И скоро я уйду…

Дети лишь рассмеялись: они уже привыкли к странностям Ильи Ивановича. И только Катя взволнованно спросила:

– А куда вы уйдёте?

– Не знаю, но знаю лишь одно: приду опять, когда Руси помочь надобно будет. Итак, приступим к уроку …

Но дети вдруг, сами не зная, почему-то испугались.

– Не уходите, Илья Иванович!

– Так, отроки! Сесть за парты! – прикрикнул на них учитель.

5 «Б» класс, как всегда, принялся добросовестно учить урок. Но смутное предчувствие не покидало ребят.

 

***

После обеда Илья Иванович собрал всех детей у себя в кабинете. 

– Дети, через неделю, в пятницу, мы поедем в Третьяковскую галерею. Экскурсия обязательная.  

Ребята даже не предполагали, чем обернется для них эта экскурсия.

 

Глава VI 

Происшествие в Третьяковской галерее

 

Ученики с Ильёй Ивановичем вошли в здание Третьяковской галереи, сняли с себя куртки и отдали в гардероб. Вместе с экскурсоводом они поднялись на второй этаж, где висели портреты императриц.

Экскурсия была рассчитана лишь на определённую часть галереи. Но и этого хватило, чтобы ребята восхитились красотой русской живописи.

– В наше время, ребята, у нас своих икон-то и не было, а в девятнадцатом веке вишь как стали картины рисовать, – удивлялся Илья Иванович.

Но вот 5 «Б» класс, Илья Иванович и экскурсовод вошли в зал, полностью посвящённый художнику Александру Иванову. Детей поразили грандиозность картины «Явление Христа народу» и вариативность эскизов этой картины. Илья Иванович заворожено слушал о том, как долго создавалась эта картина.

– Зал №23 полностью посвящён творчеству русского художника Виктора Михайловича Васнецова, – объявил экскурсовод.

И чего здесь только не было! «После побоища Игоря Святославича с половцами» и «Ковёр-самолёт», «Три царевны подземного царства» и «Алёнушка»! Илья Иванович подошёл к картине «Витязь на распутье».

– Хм! А ничего картинка! – пробормотал классный руководитель 5 «Б» класса, – только мог бы сделать меня поупитанней. 

Конечно, основным экспонатом зала была другая картина Васнецова – «Три богатыря». В центре картины – Илья Муромец на могучем вороном коне. Справа от него находится Добрыня Никитич, сын богатого князя. Его щит-кольчуга украшена драгоценными камнями. А слева от Ильи Муромца – Алёша Попович. Он побеждает врагов не только силой, но и хитростью. Картина поражала своим масштабом, а в самих чертах лиц богатырей проглядывались уверенность и мощь.

Дети так залюбовались шедевром, что даже не заметили: их классный руководитель куда-то пропал. Ребята испуганно огляделись.

– Илья Иванович! – позвали ученики.

Вдруг Катя вскрикнула:

– Смотрите, смотрите! Ведь Илья Муромец на Илью Ивановича похож!

И в самом деле, у них было поразительное сходство! Тот же выразительный и немного суровый взгляд, могучее тело, небольшая седая борода.

Неожиданно ребята поняли, почему их классный руководитель так много знал, рассказывал о прошлом и учил патриотизму.

 

 

Ребята опять повернулись к картине, и им показалось, что великий могучий богатырь на вороном коне в центре подмигнул им.  А на полу, под самой картиной, стояли лаковые ботинки…

 

                                                                                 

 

© kudimovaelena

Сделать бесплатный сайт с uCoz