ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Мы пишем свою первую книгу-5

Иван Муравейник

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Школа здоровья» № 464

Москва

2008

 

Очерк 

Муравейник Иван Алексеевич (5 «А» класс) 

 

Редакторы:

Кудимова Елена Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Богомолова Елена Николаевна, библиотекарь

 

Художник-оформитель:

Мария Орехова (8 «Б» класс)

 

Дизайн:

Муравейник Иван

 

Консультант:

Священник Алексий,

настоятель храма во имя преподобного Симеона Столпника за Яузой

 

 

Муравейник И.А.

Святыни Москвы. Православная Таганка. Очерк. М.: ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 464, 2008. 10 с., ил.

Церкви и монастыри Таганки являются уникальными памятниками истории, культуры и архитектуры нашего родного города. В очерке предпринята попытка представить краткое описание истории нескольких православных храмов, рассказать о безценных жемчужинах Таганского района, которые необходимо сохранить для будущих поколений.

 

Муравейник Иван

 

Москва

2008

 

МОСКОВСКИЕ СВЯТЫНИ

 

***

Там, за синей цепью гор,

За широкими полями,

Где усталый видит взор

Только землю с небесами, –

Там спит город-великан,

К долам низменным склонившись,

Завернувшися в туман;

Весь из куполов, блистает

На главе венец златой;

Ветер с поясом играет,

С синим поясом-рекой.

То величья дочь святая,

То России голова,

Наша матушка родная,

Златоглавая Москва!..

Л.А. Мей

 

Я хочу поделиться впечатлениями о Таганке, но не о районе Центрального административного округа, а о Таганке Православной. Сегодня в Таганском районе расположено двадцать четыре действующих православных храма. Они являются уникальными памятниками истории, культуры и архитектуры столицы. Многие из них связаны с определенной исторической вехой в жизни нашего Отечества. О некоторых из них мне бы и хотелось рассказать.

 

Вечерний звон у стен монастыря,

Как некий благовест самой природы…

 

Анна Ахматова «Вечерний звон у стен монастыря»

 

На территории Таганки находится один из древнейших монастырей Москвы – Спасо-Андроников монастырь.

Он основан приблизительно в 1360 году великим русским святителем, митрополитом Московским и всея Руси Алексием, по благословению преподобного Сергия Радонежского.

Согласно преданию, во время возвращения из Константинополя в 1356 году святитель Алексий попал в сильный шторм на Черном море.

Предстоятель Русской Церкви дал обет: в случае своего спасения основать в Москве монастырь, посвятив его тому святому, память которого придется на этот день.

 

Путники пристали к берегу 16 августа, в день празднования Нерукотворного Образа Спасителя. Вот почему, исполняя свой обет, митрополит Алексий посвятил монастырь образу Спаса Нерукотворного.

Первым игуменом монастыря был Андроник, по имени которого монастырь и стал называться Спасо-Андрониковым. Глубокая духовная любовь связывала преподобного Сергия Радонежского и братию вновь устроенного монастыря во главе с его любимым учеником. Зримо ее выразил преподобный Андрей Рублев – в образе Пресвятой Троицы, написанном в «похвалу отцу Сергию».

Богомудрый старец не раз посещал обитель своего ученика. И сейчас недалеко от Спасо-Андроникова монастыря стоит часовня-проща, построенная на месте прощания преподобных Сергия и Андроника. В 1371 году здесь останавливался помолиться Великий князь Димитрий Иоаннович по пути в Орду, куда он отправлялся для получения ярлыка на Великое княжение. А девять лет спустя, в 1380 году, под его водительством мимо Спасо-Андроникова монастыря шли русские полки на Куликово поле. И там же, после победы над врагом, останавливались перед торжественным въездом в Москву.

В монастыре была отслужена панихида о упокоении русского воинства, положившего «души своя за други своя». Сейчас на месте погребения воинов-героев Куликовской битвы идет строительство поминального храма-часовни во имя святого благоверного князя Димитрия Донского, в котором будет возноситься сугубая молитва о упокоении русских воинов, убиенных на всех полях сражений.

 

В конце XVII века обитель избирается в качестве фамильной усыпальницы бояр Лопухиных, породнившихся с царствующим родом в лице Евдокии, первой супруги Петра Великого. В XVIII веке монастырь становится одним из известных мест погребения московской аристократии. Здесь захоронены Голицыны, Головины, Юсуповы, Толстые, Салтыковы, Нарышкины – цвет российского дворянства. Век спустя здесь найдут последнее пристанище герои Отечественной войны 1812 года.

 

 

Над городом, отвергнутым Петром,

Перекатился колокольный гром...

 

Марина Цветаева «Стихи о Москве»

 

Рядом со Спасо-Андрониковым монастырем в Заяузье, в Рогожской слободе, находится церковь преподобного Сергия Радонежского. Это конец Николоямской улицы. Названа она так по разрушенной в годы гонений церкви святителя Николая в Ямах. В 1595 году Борис Годунов устроил здесь поселение ямщиков, которые занимались извозом – «гоньбой». Название ямщицкой Рогожской слободы произошло от села Рогожь, в которое вел Владимирский трак – современное Шоссе Энтузиастов. А еще в слободе торговали рогожами и возами сена, отчего ее главная площадь называлась в старину Рогожско-Сенной (в настоящее время Рогожская застава). В 1781 году село Рогожь переименовали в уездный город Богородск (теперь город Ногинск).

Рогожская слобода с давних времен была старообрядческим поселением. Храм здесь появился в начале XVII века. В 1812 году он был разграблен и сожжен французами. Нынешнее здание построено в 1818 году. Как и сейчас, храм был окрашен в голубой цвет.


До закрытия в 1938 году в нем хранилась замечательная коллекция старинных икон. Говорили, что по своему богатству древнее убранство храма не уступало Кремлевским соборам. Так пытались приблизить живших по соседству старообрядцев к православию.

 

 

Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси – бездомный.

Мы все к тебе придем.

 

Марина Цветаева «Стихи о Москве»

 

 

В начале Николоямской улицы находится храм во имя преподобного Симеона Столпника за Яузой. Об этой церкви мне хочется рассказать более подробно, потому что туда я хожу на службы и исполняю послушание алтарника, а также занимаюсь в Воскресной детской школе при храме. В нашей семье пятеро детей, среди них я самый старший. Мои младшие братья и сестры, кроме сестры Марии, еще маленькие. На следующий год младший брат Глеб станет школьником. Наша семья дружная, православная

С древних времен на Руси был обычай в память о каком-либо важном событии строить храмы в честь Господского или

Богородичного праздника или во имя святого, память которого приходилась на этот день. Основание храма преподобного Симеона Столпника связано с венчанием на царство первого избранного царя всея Руси – Бориса Феодоровича Годунова. Он и повелел воздвигнуть храм во имя преподобного Симеона Столпника, память которого празднуется 1/14 сентября.

 

 

Святой преподобный Симеон Столпник подвизался в пределах Антиохи Сирийской в IV-V веках. Он был первым святым, прославившимся подвигом столпничества, простояв на шестнадцатиметровом столпе в общей сложности 47 лет. Прожив более ста лет, скончался во время молитвы в 459 году.

Надо сказать, что место храма было выбрано очень удачно: у подножия Таганского холма, на небольшом бугре, между двумя старинными дорогами, одна из которых вела во Владимир, а другая – в Рязань. Раннее название улицы, на которой стоит храм, – Симеонова. Позже ее стали называть по церкви святителя Николая в Ямах – Николоямской. Расположение церкви настолько удобно, что после того, как храм обрел свои окончательные формы, он стал одним из самых достопримечательных мест всего Заяузья.

В середине XVII века был построен каменный храм, который впоследствии несколько раз перестраивался. Прихожане глубоко почитали преподобного Симеона Столпника и построили церковь высотой 16 метров, в меру и подобие столпа, на котором подвизался святой.

Храм пережил и нашествие французов на Москву в 1812 году, которыми был сожжен, и все этапы богоборческого разорения советские годы. Судьба святынь храма неизвестна. Окончательно церковь была закрыта в 1929 году, богослужения возобновлены в 1995 году. Помощью Божией храм возрождается к полнокровной приходской жизни.

 

В своем очерке я рассказал лишь о немногих святынях Таганки. Но и эти малые истории говорят о важности знания истории нашего Отечества, истории города, в котором мы живем, о тех духовных ценностях, на которых строилась наша древняя и вечно юная Москва.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Таганка Православная. М., 2007.

 

2. Православная Москва. Справочник монастырей и храмов. М., 2007.

 

3. Преподобный Симеон Столпник. Житие, канон. Храм преподобного Симеона Столпника за Яузой. История и современность. М., 2007.

 

© kudimovaelena

Сделать бесплатный сайт с uCoz